Преодоление барьеров в обучении: уроки от Андрея Федорова, эксперта по промышленной безопасности

Инструктор вручает удостоверение после проверки знаний

Андрей Федоров, инженер по охране труда и техники безопасности, на протяжении десяти лет работает в крупных российских заводах. За это время он стал признанным экспертом в своей области, проводя семинары и обучающие курсы для сотрудников, строго следя за соблюдением норм безопасности на производстве. Несмотря на его специализированное образование, за которое он гордится, он все чаще начинает ощущать нарастающее недовольство и сомнения в основном вопросе: как эффективнее донести важность соблюдения правил безопасности до людей, которые, кажется, не воспринимают это всерьез?

Каждый день, выходя на завод, Андрей сталкивается с разными мнениями и подходами к вопросам безопасности. Ему нечем гордиться — большое количество производственного травматизма говорит само за себя. Каждый случай — это трагедия для человека и его семьи, но, кажется, их ужас не доходит до большинства работников. Размышляя о темах, касающихся обучения безопасности, он задается вопросом: как заинтересовать сотрудников, чтобы они изменили свое отношение к технике безопасности и начали воспринимать обучение как неотъемлемую часть своей профессиональной жизни?

Думал ли он о том, что, возможно, дело не только в недостаточном понимании, но и в том, что многие просто не видят никакой связи между своей работой и правилами, назначенными для их защиты? Ощущая растущее беспокойство, он пытался понять, как это понять с профессиональной точки зрения и что можно сделать, чтобы изменить ситуацию. Легко говорить об основных факторах успеха в безопасности: задача, которую выполняет работник, его роль, но, тем не менее, он не мог отделаться от мысли, что есть более глубокие причины, стоящие за игнорированием правил.

Важно помнить, что обучение не всегда идет по шаблону. Оно требует учитывать не только технические детали, но и специфические человеческие факторы. Многие сотрудники могут быть в большей степени мотивированы финансовыми стимулами, чем мифическими рассказами о том, что использование каски может спасти жизнь. Эта мысль застревает в его разуме, подталкивая Андрея к разработке нового подхода к обучению.

Андрей начинает изучать методики, которые помогут сделать занятия более интерактивными. Он решает интегрировать элементы игровой механики в обучение, разработав сценарии, где сотрудники могут «потерпеть поражение» в безопасной обстановке. В процессе этих занятий они должны будут признаться в своих ошибках, совершенных под давлением времени или из-за невежества. Такой подход может помочь менее серьезным работникам понять важность правил безопасности и вовлечь эмоционально, что, как показывает практика, работает лучше всего.

В процессе разработки новой программы он тщательно изучает отзывы об аналогичных мероприятиях на других производствах. Многие из них отмечают, что в подходе к обучению необходимы изменения. Андрей понимает, что именно в этом направлении он может подтолкнуть своих сотрудников к осознанию их ответственности за собственную безопасность и безопасное окружение.

Ему удается создать путь, где правила индустрии прорастают не в сухие учения, а в эмоциональные и практические кейсы, которые становятся живыми, понятными и весомыми для каждого участника. Он постепенно заходит в роли тренера, вовлекая людей в безопасное окружение, где критическая мысль открывает их глаза на важность изучаемых тем. Теперь они не просто слушают — они участвуют, наблюдают и учатся на собственных ошибках.

В этом процессе Андрей понимает, что его собственное отношение к обучению также меняется, и вместе с ним изменяется подход его коллег. Это уже не просто работа по инструкции, но новый этап, когда каждый может внести свой вклад, в том числе и в коллективное рассуждение о том, как стать более безопасными и при этом сохранить эффективность.

С каждым новым курсом уровень мотивации сотрудников возрастает. Расширяя их видение проблемы, он замечает, как сотрудники начинают использовать новые решения, которые они находят. Вместо того чтобы видеться чем-то навязанным, соблюдение правил теперь кажется связанным с их собственными интересами и будущим.

Когда он в последний раз стоит перед группой сотрудников, на глазах у него всего лишь пара пустых стульев — тех, кто выбрал остаться в стороне, не готовым меняться. Но с каждым новым показом успешного развития программы он чувствует, что его подход работает. Наконец, он понимает, что опыт, который он стремился передать, оказывается гораздо более живым и значимым, чем он когда-либо предполагал. В этом процессе обучения иногда ценнее не «что», а именно «как» ты это делал.

Принимая эти изменения, Андрей осознает, что важность преобразования подхода к обучению не заканчивается на улучшении статистики. Это — процесс, который может дать возможность людям изменить свою жизнь и окружение, создавая более безопасные условия для всех. Достигая этой точки, он наконец понимает: не обязательно быть непреклонным в своем стремлении к соблюдению правил; гораздо важнее быть открытым к новому, адаптировать подходы и искать пути преодоления барьеров, которые стоят на пути к пониманию.